Роль мультипликаторов для инвестора

24.05.2022 260 0

Рыночные инвестиции в ценные бумаги той или иной компании сопряжены с риском сделать неправильный выбор, что приведет к убыткам. Но для того, чтобы оценить каждую компанию из представленных на рынке, нужно досконально изучить и сравнить десятки важных показателей. Для частного инвестора такая задача становится практически невыполнимой, ведь на подобный анализ уйдет очень много времени. При этом котировки компаний будут меняться и можно упустить подходящий момент для входа в рынок. Что же делать?

Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться мультипликаторами, являющимися относительными показателями, которые рассчитываются с использованием данных, отражающих бизнес компании.

Роль мультипликаторов

Обычно, процесс анализа бумаги с целью инвестирования состоит из нескольких этапов.

  • На первом этапе проводят макроанализ, изучая экономические тренды и выбирая наиболее подходящую отрасль.
  • На втором этапе обращаются к микроанализу, который подразумевает исследование компаний, ведущих деятельность в конкретной отрасли, или относящихся к конкретному региону.
  • На третьем этапе проводят технический анализ для конкретной бумаги. Рассматриваются биржевые показатели и показатели индикаторов, а также другие сигналы с целью определить оптимальную точку для входа в рынок.

Применение мультипликаторов облегчает задачу второго этапа, когда нужно выбрать наиболее привлекательные компании из одной отрасли. Мультипликаторы показывают недооцененность или переоцененность компании, а также помогают оценить ее бизнес и сравнить с конкурентами.

Логика мультипликаторов проста: множество значений, описывающих бизнес эмитента, такие как выручка, прибыль и пр., сводятся к одному значению, которое легко сравнить с другими подобными значениями.

Самые популярные рыночные мультипликаторы

Более ста лет назад экономисты стали рассматривать компании с точки зрения разных соотношений данных их финансовой отчетности. В зависимости от вида соотношения появились разные мультипликаторы. Некоторые из них дают более глубокое понимание бизнес-эффективности, а другие играют второстепенную роль и позволяют лучше оценить некоторые нюансы. К числу самых популярных мультипликаторов можно отнести следующие:

Рыночная капитализация/годовая чистая прибыль (P/E, Price to Earnings)

Этот мультипликатор используется повсеместно. С его помощью можно определить, сколько времени понадобится, чтобы окупить инвестиции в компанию. Если значение мультипликатора равно 3, то в течение этого периода заработанная компанией чистая прибыль равна значению стоимости компании при условии, что показатели не изменятся. В данном мультипликаторе не учитывается разница в налогообложении, и он не подходит для убыточной компании.

Рыночная стоимость компании/выручка (P/S, Price to Sales)

Поскольку выручка отличается большей стабильностью, чем чистая прибыль, мультипликатор менее волатилен, чем P/E. Также, в отличие от первого, его можно использовать и для убыточных компаний, поскольку значение выручки всегда положительное. Но разница в налогообложении в нем тоже не учитывается.

Рыночная стоимость компании/её балансовая стоимость (P/BV, Price to Book Value)

Другими словами, показатель отражает объем активов за вычетом обязательств. С его помощью можно определить объем имущества, приходящийся на одну акцию. Если P/BV < 1, то это говорит о недооцененности компании, поскольку ее биржевая оценка ниже, чем совокупная стоимость всех активов.

Справедливая стоимость компании/её прибыль до вычета налогов, процентов и затрат на амортизацию (EV/EBITDA, Enterprise Value to EBITDA)

За справедливую стоимость компании (EV) принимается рыночная стоимость в сумме с денежными средствами за вычетом обязательств компании. На EV не влияет налоговая нагрузка, поэтому с его помощью удобно сравнивать компании, принадлежащие разным отраслям или разным странам.

Справедливая стоимость компании/её прибыль с учетом расходов на амортизацию (EV/EBIT, Enterprise Value to EBIT)

Этот показатель незначительно отличается от предыдущего и актуален для тех отраслей, где расходы на оборудование высокие.

Стоимость компании/её операционный денежный поток (EV/CFO, Enterprise Value to Сash Flow Operations)

Значение отражает время (в годах), через которое можно вернуть средства, на которые был приобретен бизнес, при условии получения всех денежных потоков от операционной деятельности.

Долг/прибыль до вычета амортизационных затрат, уплаты процентов по долгам и выплаты прямых налогов (D/EBITDA, Debt to EBITDA)

Мультипликатор показывает, способна ли компания заниматься погашением долгов, а также насколько она закредитована. Отражает время, необходимое для того, чтобы компания смогла самостоятельно закрыть долги, не привлекая дополнительные средства. Чем выше D/EBITDA, тем больше долговая нагрузка компании.

Доходность на капитал (ROE, Return on Equity)

Показывает уровень эффективности использования денег инвесторов. При ROE 20% можно говорить об инвестициях в бизнес, доходность которого составляет 20% годовых, если для выплаты дивидендов будет использована вся прибыль. Хотя обычно это не так, с помощью данного мультипликатора можно с большой точностью оценить, насколько эффективен бизнес.

Мультипликаторы могут серьезно облегчить выбор среди множества рыночных эмитентов и определить их потенциал с целью дальнейшего инвестирования. При этом они не дают возможности найти правильный момент для покупки акций – для этого используется технический анализ. Например, индикатор Кайман от брокера Альфа-Форекс. В целом, это удобный инструмент, который должен быть на вооружения у каждого серьезного инвестора.

Ильюшин Сергей

/ автор статьи

Эксперт и главный редактор сайта Форекс Гид. Закончил ЯрГу им. П. Г. Демидова по специальности экономика в 2007 году. Инвестирую в фондовый рынок и IPO с 2016 года. Практикующий трейдер на рынке Форекс. Опыт 5 лет.